ПРОТИВОРЕЧИЯ В КИТАЙСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Виктор Збигнев

Недавно в КНР были опубликованы директивы по новому пятилетнему плану на 2006-2010 годы. Широкое народное обсуждение плана пройдет в партии и в профсоюзах. Граждане КНР выскажут свои мнения, а эксперты возглавят экономические и политические дискуссии. Новый пятилетний план очень важен для провинций, для определенных отраслей экономики, для семьи, для каждого китайца, т. е. для всего народа.

Правительство и комиссия государственного планирования объявили о продолжении динамичного экономического и социального развития (примерно 9% ежегодного роста валового внутреннего продукта). Новый пятилетний план, очевидно, является очень важным как для внутренней, так и международной жизни КНР. В соответствии с партийной программой, одобренным 16 партийным съездом КПК в ноябре 2002 года, это всесторонний план "строительства общества с умеренным процветанием". В результате относительно быстрого развития экономический потенциал КНР должен удвоиться между 2001 и 2010 годами, что неизбежно приведёт к значительным последствиям для международных экономических и политических отношений. Китай шаг за шагом укрепляет свои позиции и должен к концу этого периода в 2010 году выйти на второе место в мире. Эксперты Мирового Банка (МБ) оценивают китайский потенциал уже сегодня в 60% от уровня США. Это развитие уже беспокоит правителя главной империалистической державы "нового мирового порядка" президента США Дж. Буша.

При обсуждении нового пятилетнего плана в Китае высказываются такие мысли, идеи и акценты, которые отражают старые и новые противоречия в КНР. Примерно 25 лет назад социалистическое государство привело в движение новые принципы и механизмы экономического и социального развития, внутренней и внешней политики. Открытость внешнему миру, создание специальных экономических зон, разрешение больших иностранных капитальных вложений, приватизация многих сторон общественной жизни в Китае и переход к социалистической рыночной экономике - самые важные краеугольные камни нового периода. Партийное руководство во главе с Дэн Сяо Пином постоянно заявляло, что КНР, будучи социалистической, но всё ещё очень отсталой страной так называемого "третьего мира", не сможет осуществить, особенно в экономической области, прогрессивные принципы и высокие ожидания социализма. Поэтому партия, страна, экономика и всё общество должны сделать шаг назад, чтобы быстрее продвинуться вперед. С точки зрения руководства партии, КНР является социалистической страной, но это ещё не развитый социализм, а скорее начальная, первичная стадия в процессе перехода от капитализма к социализму.

Это имело важные следствия как для практической политики, так и для теоретического развития в Китае и привело к идеологическим и теоретическим дискуссиями как среди марксистов, так и в международном рабочем и коммунистическом движении. Часто подымался вопрос о том, в каком направлении КНР держит курс, и представляет ли в действительности КПК интересы рабочего класса и других трудящихся Китая.

Нынешняя политика КПК ни что иное, как осуществление ленинской политики НЭПа, но в течение очень продолжительного периода и в огромном масштабе. К тому же отличается международная обстановка, она более благоприятна для КНР. Конечно, мировой империализм, как и ранее необуздан и потому несет угрозу миру. Конечно, империализм смог восстановить свои позиции, особенно с тех пор, как был разрушен Советский Союз и социалистическое содружество в Европе. Тем не менее, в отличие от того, как это было у Советского Союза в 1930 годах, наибольшая опасность для социализма в Китае в начале XXI века исходит не из вне. Сегодня угроза социализму в КНР исходит изнутри.

Великая китайская стена

13-15 октября 2005 года в Китае в университете в Ухане состоялась международная конференция по этой проблеме, на которой прошла широкая и оживленная дискуссия. Главная тема конференции - "Современный марксизм". Конференция была организована университетом , а именно, факультетом политических наук по случаю 110 годовщины со дня смерти Фридриха Энгельса. В ней принимали участие около 100 ученых из ведущих университетов Китая и всего мира, включая представителей Японии, США, Англии, Англии, Германии, Франции, России и Бельгии. Основными темами были "Марксизм в современном мире", "Марксизм в КНР", "Вклад Ф. Энгельса в марксизм", "Развитие марксизма в политике КНР", особенно, в трудах Мао Цзедун, Дэн Сяо Пина и в теории "Тройного представительства". Примерно двадцать участников выступили с основными докладами, и более 40 участников приняли участие в дискуссии. Все материалы конференции были опубликованы в Англии и Китае. Результаты конференции будут изданы также в виде отдельной книги.

В ходе строительства социализма "с китайской спецификой" обострились старые противоречия и возникли новые. Отчасти это зависит от управления: удаётся ли КПК и всей политической системе анализировать эти противоречия и регулярно, успешно разрешать их. Существуют традиционные и исторически новые противоречия между городом и деревней, между быстро развивающимися восточными и более современными западными и северными провинциями. Старые классовые противоречия еще не преодолены, новые возникают и сильно выросли за последние десятилетия.

Ныне имеются китайские миллионеры и даже миллиардеры, которые оценивают свое богатство даже не в юанях, а скорее в американских долларах. Это богатство принадлежит как представителям международного капитала в Китае, так и собственникам нового развивающегося внутреннего китайского капитала, возникшего в результате громадной приватизации экономики. Это также противоречия из-за различий в заработной плате. В то время, как внимание государственного аппарата и партии было сосредоточено главным образом на старых противоречиях (которые были отражены в документах 16-го съезда КПК), осведомлённость о последних была более слабой. Почему? Возможно, что политическое руководство "потеряло голову" из-за огромных экономических успехов, но может быть, оно полагало, что проблемы разрешатся сами собой на основе принципов и механизмов социалистической рыночной экономики, с помощью постоянного контроля государственных финансовых органов, как органов юстиции, так и органов партийного контроля.

Но противоречия растут и вызывают огромное недовольство среди трудящихся масс; одновременно также растет противоречивая дифференциация внутри пролетариата: разрыв между теми, кто выигрывает от нового развития и огромным и возрастающим большинством. В дискуссии на конференции стало ясно, что эти различия - как между новыми собственниками капитала и трудящимися, так и между лучше и хуже оплачиваемыми внутри класса трудящихся- не только упрочились в последние годы, но и продолжали расти. Другими словами, богатые стали богаче, бедняки стали беднее.

В этой связи авторитет Коммунистической партии среди населения также с недавних пор изменился. Многие критически высказываются о государственной политике и партии, с нетерпением ожидая улучшения социально-экономического положения. Китайцы вообще хорошо информированы благодаря современным средствам связи, особенно телевидению, спутниковой связи, распространению Интернет и мобильных телефонов; информацию относительно внутренней и внешней политики государства и относительно социального положения в стране они также получают и из газет. Поэтому они ожидают конкретных мер от руководства .

В Китае ожидается увеличение миграции населения. Правила, применявшиеся для предотвращения миграции, изменились. Этот рост миграции - следствие современного развития китайской экономики: возникающие новые гигантские строительные комплексы и быстро растущие отрасли индустрии подобно магниту привлекают миллионы китайцев из более отсталых районов севера и востока страны. Эти мигрирующие рабочие очень скромны, у них пока нет таких широких потребностей и они удовлетворяются предельно низкими заработками. Они работают на низком уровне минимума законодательно утвержденных норм и вообще не имеют страхования. Здесь нужно пояснить, что из 1,3 миллионов китайцев примерно 1 миллиард не имеет медицинского страхования, и большая часть незастрахованных жителей приходится на сельскую местность.

Всё это очень сильно отражается на стоимости рабочей силы, в дополнение существует огромная конкуренция среди ищущих работу. Больше всего это касается обширного района, граничащего с российским Дальним Востоком, где не было ничего, кроме традиционного сельского хозяйства, но также возникает всё больше и больше предприятий, требующих значительного числа строительных рабочих ирабочих других специальностей.

Шанхай

Впервые за последние два годы китайские власти отметили в целом эти факты и тенденции. Они намереваются усилить более строгий контроль за собственными капиталистами с помощью более прозрачных и эффективных действий государственных налоговых властей, путём усиления контроля с помощью судебных властей и с помощью партийно-политических норм и членство этих "красных требований, через капиталистов" в КПСС.

Если капиталисты готовы принять принципы, цели и устав КПК, они смогут стать её членами. Это создаёт огромную опасность для социальной однородности и классового характера Коммунистической партии. Китайские коммунисты говорят, что для настоящего момента они нашли эффективную форму контроля капиталистов. Но не все китайские капиталисты стараются вступить в КПК. Есть ещё 8 демократических партий, и потому они могут принять участие в политической жизни другим способом.

Классовые союзники китайских капиталистов за рубежом, естественно, подталкивают эти партии занять открыто оппозиционную позицию, так как они желают изменения государственного строя и установления буржуазной демократии. Но сегодня КПК не даёт на это согласия.

Но у новых капиталистов в Китае есть и другое опасное оружие: деньги. Они используют коррупцию. Она очень широко распространена и опасна. 16-й Съезд КПК заявил, что коррупция является "величайшей угрозой", с которой нужно вести борьбу всеми средствами и победить. Средства массовой информации постоянно сообщают об этих преступлениях и о принимаемых против них мерах. Но проблема состоит в том, что коррупция возрастает, подобно семиглавому дракону. Отношения с частным капиталом, отношения в государственной экономике и, прежде всего, в государственном финансово-админстративном аппарате в сильной степени пропитаны коррупцией. Тревожные сигналы также приходят из больших экономических центров. ООН также предупреждает о глубоких расширяющихся социально-экономических различиях в Китае.

В 1985 году отношение доходов в больших городах и в сельской местности составляло 2:1, сегодня оно 3:1. В больших городах уровень безработицы составляет примерно 4%. Падает доля рабочих и крестьян в университетах.

Китайские частные предприятия являются причиной многих противоречий. Как правило, ранее это были государственные предприятия, более "слабые" в капиталистическом смысле, менее эффективные, чем приватизированные. Их производство организовано в условиях теневой экономики. Основные правила техники безопасности нарушаются. Профсоюзы в этих областях слабы. Степень организации наёмной рабочей силы низкая, так как бизнесмен не желает иметь работников, организованных в профсоюз.

Главная цель этих бизнесменов - новых капиталистов, как и любых капиталистов, получение максимальной прибыли, в том числе путём понижения заработков, качества, требования к технике безопасности и интенсификации эксплоатации наёмных работников.

Не так давно китайские средства массовой информации сообщили шокирующие новости об огромном числе несчастных случаев с рабочими, особенно, на приватизированных шахтах. Возник вопрос, как же могло случиться, что отмеченные здесь условия труда могли существовать. Как правило, ответ был один и тот же: коррупция.

Бизнесмены на приватизированных предприятиях не могут работать без официального разрешения провинциальных властей и слабых профсоюзных руководителей. Обследование нескольких случаев показало, что эти провинциальные чиновники получили большие взятки от шахт. Приказы и законы центрального правительства подчас не доходят до регионов или доходят в искажённом виде или с запозданием, в результате чего не ясно, то ли проект был выполнен не на должном уровне, то ли причиной случившегося следует считать огромную степень коррупции. И региональные власти могут принять решительные меры: если они закроют шахты, это вызовет рост безработицы, которая может оказаться большим злом, чем большое число несчастных случаев.

В провинции Хунань недавно было проведено расследование, которое обнаружило, что 356 чиновников получили взятки на общую сумму 31,6 миллионов юаней (3,9 миллионов долларов США), т.е. в среднем более чем 80000 юаней на одного человека (примерно 10600 долларов США). Это только один пример, и представитель старших рабочих, который придал дело огласке, быстро получил анонимные угрозы. В провинции Хинган (на границе с Казахстаном) следствие показало, что не один чиновник получал вознаграждение от шахт. И в провинции Шанси, в которой расположен самый старый угольный бассейн в Китае, было установлено, что не менее 900 государственных чиновников среди шахтёрских боссов получили в итоге 90 миллионов юаней в виде взяток (примерно 11,1 миллиона долларов США - цифра юаней и цифра долларов не соответствуют, если считать примерно 80 юаней за один доллар) в самой различной форме. После оглашения результатов расследования 830 из этих чиновников изменилисвои обычаи, тогда как другие 70 считали, что они имеют право класть прибыль в свой карман.

Ещё хуже ситуация в провинции Гуйжоу, здесь взяточничество достигло рекордной высоты. Ситуация особенно интересна тем, что этот регион один из беднейших в Китае и здесь различие в зарплате особенно даёт о себе знать.

Будущее должно показать, какие результаты будут достигнуты с помощью открытых расследований и политических мер партии. Коррупция в КНР - огромная проблема, разрушительная болезнь, а не только проблема соблюдения закона! Более важно понять нынешнюю проблему как форму классовой борьбы сегодня в КНР и КПК.

Китайская Народная Республика развивается динамично, но не без противоречий. Это динамичное развитие открывает огромную возможность для всего народа и также для дела социализма во всём мире. Проявление противоречий, однако, представляет огромную опасность.

Преодоление патологических явлений в КНР является самой важной задачей политического строя и особенно КПК.

Мы желаем КПК найти силы постоянно анализировать ситуацию и выяснять причины противоречий, чтобы в конце концов суметь разрешить их в интересах рабочего класса, всех трудящихся в КНР и дела социализма во всём мире.

Профессор Виктор Збигнев.
КНР, Университет в Ухане.
31.10.2005.
Перевёл с англ.
Владимир Чеченцев

Щёлкните здесь, чтобы вернуться к оглавлению мартовского номера (2006 г.)