ЧЕ ГЕВАРА В БОЛИВИИ

В. Н. Чеченцев,
31 мая 2022 г.

В своей речи 17 октября 1997 года на церемонии погребения останков героев-партизан, принявших смерть вместе с Че Геварой в Боливии, Фидель Кастро убеждённо заявил: «Почему они думают, что убив его, он перестанет существовать как боец? Сегодня он находится везде, где только есть причина для защиты. Его нельзя стереть из истории, он стал символом для всех бедных мира сего».

Действия партизанского отряда Че Гевары в Боливии, продолжавшиеся 11 месяцев в районе с крайне неблагоприятными природными условиями – это подвиг, который останется примером мужества и редкостного героизма. Партизанский отряд насчитывал примерно 50 бойцов. Из них 17 были кубинцы, 14 из которых погибли в ходе боевых действий, остальные – боливийцы в количестве 20 человек, перуанцы, чилийцы, аргентинцы.

«Четыре члена ЦК, два заместителя министра, два высших чиновника оставили свои семьи, дома, машины, привилегии и последовали за Че в незнакомые джунгли, где им предстояло испытать на себе голод, пить собственную мочу от жажды и встретить смерть стоя. Никто их к этому не принуждал, и телевидение не присутствовало, чтобы получить их последние впечатления», – напишет хорошо знавший обстоятельства разгрома партизанского отряда Че Гевары французский общественный деятель, философ Режи Дебре.

Высказывалось обывательское мнение, что выступление Че Гевары было обречено изначально. Если же исходить из фактов, а не домыслов, акция готовилась серьёзно и имела немало шансов на успех. Здесь уместно привести известное высказывание Карла Маркса о роли случайности в истории: «История носила бы очень мистический характер, если бы случайности не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями».

Руководство Кубы с учётом созревшей в странах Латинской Америки к началу 1960 годов революционной ситуации придерживалось позиции готовности стран региона к пролетарской революции вслед за примером Кубы. Че Гевара полностью разделял оценку социально-политической обстановки в Латинской Америке, высказанную Ф. Кастро при зачтении 2-ой Гаванской декларации: «Во многих странах Латинской Америки революция сегодня неизбежна… Отмечаемое сегодня волнение является безошибочным признаком восстания».

С начала 1962 года на Кубе развёртывается подготовка планов и кадров для партизанских движений в Латинской Америке. Это становится 2-ой главной «сферой ответственности» Че.

Во время пребывания в Праге в марте-июле 1966 года Че Гевара занимается разработкой «континентального фронта» и конкретных планов создания «второго Вьетнама» в Латинской Америке.

Выбор Боливии в качестве страны, в которой было решено инициировать эту стратегию, в немалой степени, на мой взгляд, был основан на революционных традициях этой страны и был согласован с руководством Компартии Боливии. В июле-октябре 1966 года на Кубе велась непосредственная подготовка к началу партизанской войны. Многие важные детали разрабатываемой операции ещё ждут своего раскрытия, но несомненно, что партизанский отряд Че Гевары находился в самой тесной связи с кубинскими военными специалистами.

Уже весной 1966 года боливийские коммунисты выкупили в долине реки Ньянкауасу ранчо для создания базы, где под руководством Че Гевары после его приезда в Боливию 3 ноября 1966 года проводились оборудование базы и подготовка отряда. Ранчо в районе города Санта-Крус вошло в историю под названием «Каламина».

Важным источником связи для Че Гевары стала талантливая сотрудница спецслужб Кубы Айде Тамара Бунке Бидер, латиноамериканская революционерка немецкого происхождения, член СЕПГ, работавшая на Кубе с 1961 года. В Боливии с 16 ноября 1964 года она стала партизанкой-подпольщицей под прозвищем Таня.

Че Гевара прибыл в партизанский лагерь 7 ноября, а последняя группа кубинцев добралась до лагеря 2 декабря 1966 года. Накануне Нового года состоялись дополнительные переговоры Че Гевары с руководством боливийской компартии во главе с Марио Монхе. Руководители компартии, вопреки прежним договорённостям, отказались поддержать подготовленное партизанское выступление. Это было предательство, осуждённое впоследствии боливийскими коммунистами. На склоне своих лет Монхе, оправдывая свои действия, мог заявить: «Я не жалею, что не погиб вместе с Че». Фидель Кастро обвинял в поражении партизанского отряда (герильи), руководимого Че, прежде всего Марио Монхе.

Ещё одним неблагоприятным фактором для развёртывания действий отряда Че стал разгром организованного шахтёрского движения военными боливийского диктатора Рене Баррьентоса(так называемая Сан-Хуанская резня). Шахтёры собирались оказать существенную помощь партизанам людьми, оружием, продовольствием.

В период с 1-ого февраля по 20 марта проходил тренировочный поход партизан по боливийским джунглям, выявивший готовность партизан для дальнейших действий. 20 марта подразделение боливийской армии совершило рейд на ферму «Каламина». Один из партизан застрелил солдата правительственных войск, отряд Че был обнаружен и вынужден был покинуть партизанский лагерь. С 23 марта завязались на первых порах успешные боевые действия партизан с подразделениями боливийской армии с участием ЦРУ США. 25 марта Команданте Че Гевара объявил партизанский отряд Армией национального освобождения Боливии.

Ниже – краткая хроника действий партизанского отряда Че Гевары.

18 апреля. Разделение отряда на два (на основной во главе с Че и тыловое охранение во главе с майором Вило Акунья Нуньесом под прозвищем Хоакин ). Соединиться этим отрядам в дальнейшем не удалось.

20 апреля. Арест из-за предательства дезертира «связников» Че, в результате чего партизаны потеряли «живую связь» с миром.

Май, июнь, июль – партизанские отряды ведут боевые действия при почти непрерывном передвижении. Бои и стычки с боливийской армией были в целом успешными, но приводили к сокращению численности отрядов.

Июль. Момент наибольшего размаха и известности действий отряда Че.

Август. Боливийская армия обнаруживает тайные склады партизан – боеприпасы, документы, лекарства.

31 августа. Разгром тылового охранения, руководимого Хоакином. В бою погибли все партизаны отряда, в том числе шахтёрский вожак Мойсес Гевара и Таня.

Сентябрь. Разгром городской сети поддержки Че Гевары в столице Боливии Ла-Пасе.

28 сентября. Первое поражение отряда Че.

7 октября. Партизанский отряд Че окружён отрядом боливийских рейнджеров.

8 октября. Последний бой. Ранение и пленение Че Гевары.

9 октября. Расстрел Че.

15 октября. Фидель Кастро сообщил общественности о смерти Че Гевары.

Надо читать «Боливийский дневник» Че Гевары, чтобы почувствовать удивительную стойкость отважных бойцов перед выпавшими суровыми испытаниями.

Предпринимая ответственное решение начать партизанские действия в Боливии, Че Гевара вполне допускал возможность своей гибели и гибели своих отважных товарищей. «Герилья, как правило, испытывает тяжёлые удары правительственной армии… Единственный выбор для партизан – смерть или победа в момент, когда смерть – это постоянно присутствующая реальность, а победа – миф, о котором революционер может только мечтать. Это и есть партизанский героизм».

Но остаётся с Че Геварой непоколебимая уверенность в правоте сделанного им выбора: «Моё поражение не будет означать, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, но, в конце концов, Эверест был покорён».

HASTA SIEMPRE, COMANDANTE!

Владимир Чеченцев, канд. технических наук

Щёлкните здесь, чтобы вернуться к оглавлению.