Политика США на Украине: следите за деньгами

 

Стивен Гованс

 

Левые обычно объясняют вмешательство США и Евросоюза в дела Украины геополитикой: Вашингтон должен сдерживать своего соперника по оружию – Россию, и приблизить НАТО к самым ее границам путем включения Украины в свой военный союз. Но редко при этом вспоминают, что роль, сыгранная США и его европейскими лакеями в поддержку майдана и последовавшего захвата власти, вызвана также целью организовать на Украине более благоприятный климат для прибыльной деятельности западных компаний и инвесторов.

 

Левые рассматривают экономику Украины как капиталистическую, и поэтому не вызывающую враждебности у Госдепартамента США. Однако это не значит, что экономическая политика свергнутого президента Януковича была для Вашингтона желательной или даже терпимой. Точнее, с точки зрения Запада, экономика Украины оставляла желать много лучшего. Управляющие МВФ говорили, что она должна быть реорганизована «структурными реформами», для «улучшения делового климата» (1). Важно, что Украину считали не то чтобы неблагоприятной для получения прибыли капиталистами, а неблагоприятной для получения прибыли конкретно западными капиталистами.

 

«Индекс экономической свободы» 2014, издаваемый Heritage Foundation, и Wall Street Journal называют «подавленной» экономику Украины наряду с экономиками таких целей для «смены режима», как Северная Корея, Куба, Зимбабве, Венесуэла и Иран: все эти страны недружелюбно относятся к тезису, что цель экономической политики – набивать карманы и сейфы в Нью-Йорке, Лондоне, Франкфурте и Париже (2). Экономическая свобода Украины, то есть верность идее свободного предпринимательства, открытости рынков, свободы торговли в стиле Уолл-стрит, оказалась даже ниже, чем в Белоруссии, страны, которую ненавидят в кругах западных политиков за приверженность экономическим формам времен СССР. Из 43 стран Европы эти издания правящего класса США поставили Украину в отношении дружелюбия к западным корпоративным интересам на последнее место и оценили ее лишь чуть выше, чем коммунистические Кубу и Северную Корею, социалистическую Венесуэлу и экономически националистические Зимбабве и Иран. Так что же, с точки зрения корпоративной элиты Запада, было неладно на Украине?

 

Heritage Foundation в партнерстве с The Wall Street Journal было на что жаловаться. «Исполнение контрактов не слишком хорошо подкрепляется, и экспроприация всегда возможна». «Трудовое законодательство», ворчат они, «пережиток прошлого и лишено гибкости», то есть слишком сильно защищает рабочих. Государственная политика закупок порицается за предоставление время от времени преимущества отечественным фирмам, а, стало быть, ограничений для возможного получения прибыли корпорациями США и Европы. Особенно раздражают государственные предприятия, которые не дают развернуться частному (в основном западному) предпринимательству, и ограничения на иностранные инвестиции, что поддерживает местный бизнес, но не дает ходу иностранным корпорациям.

 

Некоторые из этих гнусных (с точки зрения Уолл-стрит) препятствий западному получению прибыли были бы убраны, если бы Янукович не дал задний ход в подписании соглашения с Евросоюзом, которое дало бы Украине доступ к рынкам ЕС в обмен на выдачу с головой украинских рабочих, рынков и ресурсов западному бизнесу. Но, увы, Янукович отказался, и Вашингтон воспользовался последовавшими протестами, чтобы заварить бунт и привести к власти послушную западным инвесторам марионетку, при поддержке фашистов и ярых русофобов.

 

Правительство хунты живо подписало программу экономических реформ МВФ, в которой обещает сменить экономическую политику, которую Вашингтон и Брюссель давно поносили за недостаток дружелюбия к западным инвесторам, на другую, которая понравится Уолл-стрит. Реза Могхадам (глава европейского отдела МВФ) объяснил, что «эта программа ...должна...помочь восстановить уверенность частных инвесторов», к чему он мог бы добавить: инвесторов того сорта, которые владеют особняками в Нью-Йорке и окрестностях, а также в других западных финансовых столицах. Могхадам прибавил, что «Украине нужно провести глубокие структурные реформы», чтобы исправить украинскую бизнес-культуру. Это можно приблизительно перевести как «ограничить зарплату, уволить рабочих госсектора, отменить защиту для наемных рабочих, поднять налоги на рядовых граждан и снизить для бизнеса, сократить социальные службы и распахнуть двери экономики для западных корпораций.

 

Вот подробности. Зарплата в госсекторе будет заморожена, а увеличения минимальной зарплаты ограничены. В то же время, «ограничение расходов будет произведено путем приостановки недоступными (с точки зрения МВФ, примечание автора) по цене увеличениями зарплат и пенсий, запланированных предыдущим правительством (т.е. Януковичем, примечание автора), сокращениями работников госсектора.. рационализации выплат по социальному страхованию». Пока это означает, что «24 000 работников госсектора и 80 000 полицейских будут уволены» (3), за чем последуют другие меры по экономии. И в то время, что государственные расходы будут ограничены в целях создания улучшенного бизнес-климата, налоги будут повышены, но не на корпорации и не на доходы, а регрессивные налоги на потребление, которые самым тяжелым бременем ложатся на людей с низкими доходами. Зато богачей избавят от обязанности пополнять госказну путем «упрощения возврата налогов на добавленную стоимость для бизнесов». И пока соки из рядовых украинцев будут выжимать досуха, чтобы дать больше денег бизнесу и инвесторам, будет принят новый закон о госзакупках, чтобы лишить местные фирмы преимущества. Американские и европейские фирмы будут в выигрыше.

 

Руководители хунты, как объяснил Могхадам, «считают, что есть краткий отрезок времени для решительных и далеко идущих реформ, чтобы превратить Украину в «благоприятную среду для бизнеса» да, для именно того бизнеса, что платит дивиденды иностранцам за счет украинцев. Единственная цель жизни украинцев (и большей части человечества) по логике системы глобального капитализма под властью США пахать и дохнуть, чтобы обогащать тонкий слой западного общества.

 

Если согласиться, что богатейшие граждане США как класс имеют чрезвычайное влияние на политику (что подтверждают Мартин Джайленс и Беньямин Пэйдж в статье «Перспективы в политике», которая готовится к выходу (4)), отсюда следует, что главная работа Госдепартамента США и Пентагона поддерживать успешное получение прибыли за границей корпорациями США. Так что ясно, что лежит в основе вмешательства США за границей: защита и продвижение интересов инвесторов и корпораций против экономического национализма (Украина, Зимбабве, Иран) и коммунистической (Куба и Северная Корея) и социалистической (Венесуэла) экономической политики. Правительство Януковича оказывало слишком много помощи украинским инвесторам, бизнесу и рядовым гражданам, тем самым совершая смертный грех против бога мирового господства США: чинили помехи получению прибыли корпорациям США. Это, возможно даже больше, чем геополитические и военные интересы США, объясняет, почему США поддерживают переворот на Украине и выступают против сил, ему враждебных.

 

Российское возвращение Крыма, поддержанное его русскоязычным населением, как было еще со времени референдума 1991 года (5), было просто защитной мерой Москвы против опасности, что хунта в Киеве попробует изгнать оттуда Черноморский флот. Это не было актом агрессии, как пытаются уверить нас западные власти и их послушное эхо СМИ. Настоящий агрессор тут внешняя политика США в целях исполнения своей главной задачи: продвижения за границей интересов корпоративной Америки.

 

1. Interview with Reza Moghadam: Ukraine Unveils Reform Program with IMF Support, IMF Survey, April 30, 2014.

2. http://www.heritage.org/index/

3. Anthony Faiola: In Ukraine, a crisis of bullets and economics. The Washington Post, April 16, 2014.

4. Martin Gilens and Benjamin I. Page: Testing Theories of American Politics: Elites, Interest Groups, and Average Citizens, forthcoming Fall 2014 in Perspectives on Politics,

http://www.princeton.edu/~mgilens/Gilens%20homepage%20materials/Gilens%20and%20Page/Gilens%20and%20Page%202014-Testing%20Theories%203-7-14.pdf

5. Peter Hart: Radioactive Putin is ‘Stalin’s Spawn’. Extra!, May 1, 2014.