К дебатам о русской идее

Ричард Косолапов

В последние годы происходит мучительное переосмысление всей отечественной истории, её драматических и триумфальных зигзагов. Это касается не только исторической науки или же в целом обществоведения, не только учёных и политиков, но и всякого сознательного гражданина, в том числе каждого из нас лично.

В настоящий момент наше Отечество переживает один из самых страшных провалов в своей полутора тысячелетней судьбе. С вершины международного морально-политического авторитета, завоёванного Россией - Советским Союзом в результате Октябрьской революции, победы над фашизмом и выхода в космос, мы многолетними стараниями западных спецслужб и доморощенных «серых карликов» низринуты в бездну морального унижения, разврата и нищеты. Евразийский гигант, почти полвека обеспечивавший мирный баланс во всём мире и решавший задачу первым обустраивать гармоническое общежитие народов, оклеветан, лишён национальной цели и превращён в объект нового империалистического передела мира. Тут есть над чем задуматься тем, кто имеет представление о ценностях повыше бордового пиджака и счёта в банке.

Трагедия нашего Отечества - это прежде всего трагедия русского народа - он веками выступал (в лице ли восточнославянских племён и их союзников, в лице ли русской народности, а потом и нации) на обширной европейской равнине главной, а подчас и единственной, государствообразующей силой. И вот парадокс. Русский народ спас десятки этносов, проживающих на землях между Одрой и Сахалином, от геноцида и вымирания, дал многим из них общий язык, приобщил к мировой культуре, способствовал формированию их национально-государственного самосознания, а сам - единственный из советских и современных цивилизованных народов! - оказался лишённым своего национального государства.

Несколько лет назад меня поразила таблица, которую привёл в диссертации один из моих аспирантов. Из неё вытекало, что вплоть до «перестройки» в общесоюзный котёл вносили больше, чем потребляли (в долларовом исчислении), всего четыре республики - Азербайджан, Белоруссия, Казахстан и РСФСР. Основную «подпитывающую» роль выполняла, конечно же, Российская Федерация. Не случайно «демократы», добиваясь её «суверенитета» (обернувшегося развалом Союза ССР и «сателлизацией» в отношении США), использовали в своей демагогии тот факт, что ежегодно из бюджета республики уходило и не возвращалось 70 миллиардов рублей (тогда ещё бывших весомее долларов).

В результате этой затянувшейся изнуряющей политики власти, начиная с хрущёвского «великого десятилетия», добились разорения и обезлюживания районов исконно российского земледелия, приведения части русского населения в бродячее, «лимитное» состояние, нарушения стабильности его жизненного уклада, и без того испытавшего серьёзные потрясения в годы гражданской и Отечественной войн, коллективизации и индустриализации.

За одним из недавних «круглых столов» кто-то бросил камень в Ильича по поводу его известного положения о том, что великорусская нация, как в прошлом главенствующая, должна была в ходе строительства нового общества не только соблюдать формальное равенство наций, но и практиковать такое неравенство, «которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически» (Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 359). Было сказано, что «это концепция порочная, принесшая много вреда всем народам России». Подобные заявления, помимо чисто эмоционального отторжения (нынче Ленина не критикует только ленивый), вызывают у меня объективно-научный протест. В них нет ни капли историзма. Ведь то, что было истиной и абсолютно верной политической установкой в начале 20-х годов, почти наверняка не подходило для 80-х.

На рубеже 60-70-х годов мне довелось не раз спорить с теми, кто продолжал утверждать, что главной опасностью в национальном вопросе якобы остаётся великодержавный шовинизм. Некоторые товарищи, в том числе из республик, процветавших благодаря союзным дотациям и «мандариновой» ренте, доказывали, что они «кормят» Россию. И многие русские тупо им вторили, вешая на себя и своих соплеменников вовсе незаслуженный ярлык. Эта инерция была кому-то выгодна. Только теперь мы как следует поняли - кому.

Речь идёт о местной национальной бюрократии, смыкающейся с элементами теневой национальной буржуазии и становящейся основой микродержавного шовинизма. Именно он, как и предвидел Сталин, по мере подъёма экономики и культуры национальных окраин постепенно вырос в главную опасность. Момент, когда это произошло, не был уловлен руководством КПСС. Более того, Хрущёв ещё и усугубил положение. По-видимому, не ощущая достаточно твёрдой почвы под собой в центре, он шёл на откровенное заигрывание с националистами. Достаточно вспомнить знаменитое «дарение» Крыма, произвольное толкование положения XX съезда КПСС о расширении прав союзных республик, фактическое прекращение межреспубликанского обмена кадрами и многое другое. А взять такие милые шутки прибалтов, как формирование групп в детских садах классов в школах и трудовых коллективов с однонациональным составом. Разве они на эмбрионально-бытовом уровне не разъедали по-своему Союз?

Из практики международных отношений последних десятилетий что-то не припоминается уступка какой-либо крупной державой кому-либо хотя бы клочка собственной территории, особенно тогда, когда юрисдикция над нею данной жертвы не подвергается сомнению. Воскресите в памяти хотя бы сравнительно недавнюю канонаду вокруг малонаселённых Фолклендских островов, которую учинила Тэтчер. Я уже не говорю об американцах. Они приходят, но не уходят, считая зоной своих государственно-национальных интересов любой уголок земного шара. Не то мы.

Хрущёв сделал ещё в 50-х годах широкий жест, отказавшись от военной базы Порккала-Удд на финской территории, презентовал китайскому соседу Порт-Артур и Дальний, дал повод японской стороне бесконечно жевать тему «северных территорий». Ну и что? В результате этих и подобных «инициатив» отношения с соответствующими государствами не улучшались и не теплели, а наоборот, становились более жёсткими. Хрущёв и дипхрущёвцы обычно ожидали реакции благодарности, как это бывает (и то не всегда) в частных, приятельских отношениях отдельных лиц. Но нормы кумовства отнюдь не переносимы на реалистическую внешнюю политику, где оборотной стороной проявляемого милосердия всегда выступала бесспорная сила. Не мотивированные ею и очевидным государственным интересом раздачи земель, политых кровью сотен тысяч российских солдат нескольких поколений, вскоре стали расцениваться мировой общественностью как признаки либо слабости, либо глупости; они не только не подняли престиж Советской державы, а напротив, уронили его. Беспрецедентное бегство Советской Армии из Центральной и Восточной Европы в конце 80-х годов, или капитуляция победителей, при незыблемости и неизбежном последующем расширении позиций США и НАТО, наглядно продемонстрировали, что у России нет национальных лидеров её масштаба, отсутствует решимость жить своим умом и с русскими теперь можно делать всё, что угодно.

Среди части патриотов модными стали нападки на принцип самоопределения наций, вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. Вновь наскакивают на Ленина, упрекая его в том, что он в 1922 году отстоял идею Союза республик в противовес сталинскому плану их «автономизации» в границах Российской Федерации. Однако 1922 год и 1991 - это «две большие разницы». Их разделяет временная дистанция почти в 70 лет, за которые положение коренным образом изменилось.

Ленин вынужден был собирать разлетевшиеся куски Российской империи и, предложив наиболее гибкий и наименее настораживающий «националов» вариант, оказался прав. Разве не доказала прочность подобного типа государственного устройства вторая мировая война? В ней Гитлер рассчитывал на центробежные устремления многонационального населения СССР, поощрял антирусские настроения, но своего не добился.

Нельзя, конечно, утверждать, что шовинизирующая политика гитлеровцев, особенно в отношении некоторых малых народов, ещё не сбросивших с себя оковы патриархально-племенных связей, на почве которых уютно приживаются поганки мелкобуржуазности, была безрезультатна. Пример крымских татар, чеченцев, калмыков и др., ныне именуемых «репрессированными народами», у всех на слуху. Украина вряд ли забудет кровавые «художества» Бандеры и ему подобных в 40-х годах, какими бы цветами лицемерия не прикрывали их нынешние руховцы. Но в целом союз советских народов и его государственная форма - Союз республик - выстоял. Только в итоге победы в войне и восстановления народного хозяйства стали складываться условия для органического перерастания федеративного государства в унитарное, однако они были проигнорированы и хрущёвским и брежневским руководством.

После роспуска Союза уже пять лет ведутся разговоры о субъектах Федерации. Что это такое, толком объяснить никто не может. Субъектом Федерации объявляют и республику, и край, и область, но когда возникает вопрос, какой базовый массив населения (а только он и может быть субъектом) стоит за этими, сугубо административными терминами, возникает путаница. Являются ли субъектами Федерации, к примеру, смольняне или омичи (то есть части русского народа) или же ненцы и адыгейцы (то есть отдельные народы как целое)?

При очевидном отсутствии единой системы координат создаётся впечатление, что объявление субъектами Федерации всех административно-территориальных единиц областного уровня работает всё в том же безнадёжном направлении - в направлении раздробления России и лишения русского народа возможности государственно-целостного самоопределения.

Совершенно аналогично положение «субъектов» с национальными «титулами», не соответствующими составу их населения. Так, в 1989 году русские составляли в автономных округах: Ханты-Мансийском - 66, 3%, Ямало-Ненецком - 59, 2%, Чукотском - 66, 1%, Ненецком - 67,1%, Таймырском - 67, 1%, Эвенкийском - 67,5%, Корякском - 62%, Усть-Ордынском - 56, 5%.

В автономных республиках: Карельской - 73, 6%, Коми - 57, 7%, Бурятской - 70%, Удмуртской - 58, 9%, Мордовской - 60, 8%, Якутской - 50, 3%. В ряде национально титулованных «субъектов» русское население, не составляя абсолютного большинства, не уступало по численности «титульной» нации, а кое-где «титульная» нация и вовсе выглядела более чем скромно. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе насчитывалось около процента хантов и полпроцента манси, в Ямало-Ненецком автономном округе и Еврейской автономной области - всего по 4,2 % граждан «коренной» национальности и т.п. За всем этим крылась если не реальная, то, во всяком случае, потенциальная дискриминация большинства (как правило, тех же русских), что и подтвердили (правда, не в Салехарде и не в Биробиджане) последующие события.

Сколько слёз и чернил пролито западной прессой по поводу судьбы «разделённых народов». Только почему-то эта жалость распространяется на «избранных». Страдания евреев в рассеянии стали головной болью всего человечества на тысячелетия. Свыше сорока лет не сходила со страниц печати и телеэкранов тема воссоединения Германии. Россия, пусть и в ущерб собственным геостратегическим интересам, способствовала решению этой проблемы. Советский Союз активно помогал вьетнамскому народу в деле воссоединения Родины, поддерживал последовательные усилия Народно-Демократической Кореи, направленные на восстановление национального единства. Но вот что странно. О разрубленной на части, терзаемой и ограбляемой русской нации сейчас слышно меньше, чем о судьбе обездоленного народа Палестины.

Признаем печальную реальность. Мы разделённый народ. Такое наше состояние выгодно международному империализму, осуществляющему за наш счёт очередное перераспределение сырья и рынков сбыта и облегчающему для себя коллизии продолжающегося общего кризиса капитализма. 25-30 миллионов русских - население крупного государства - вынуждено, не ведая за собой никакой вины, скитаться без надежды найти пристанище в странах «ближнего зарубежья». Правда, этих несчастных подчас называют не русскими, а «русскоязычными», вольно или невольно унижая их человеческое достоинство. Разве человек, независимо от его этнического происхождения, усвоивший как родные русский язык и русскую культуру, не является русским? В русском народе, как может быть, ни в каком другом, в силу его многовекового сожительства и общения с народами скифско-сарматского, угрофинского, тюркского, кавказского, греко-латинского, германского и т.д. происхождения, насчитывается немало крупных субэтносов, которые, тем не менее, особыми нациями не являются. Какое у нас основание считать, например, поморов или казаков, одесситов или уральцев, волгарей или крымцев не русскими?

Явно или не явно, но русских сейчас привязывают только к Российской Федерации, а такой «демократ», как Г. Попов, уже не считает её славянским государством. Между тем, за русский язык как основной высказывается 8/10 граждан Белоруссии, по-русски говорит вся левобережная, восточная Украина.

Мой отец последние годы своей жизни провёл в Никополе и похоронен «за границей». Я бывал там в 60-х годах, встречался со многими людьми несановского клана, с теми, кто варит сталь, выращивает хлеб, строит дома. Они откровенно говорили о малодоступности для них печатной украинской «мовы» и называли свой украинский язык сельским, а русский – городским. Для трудящихся в глубинке не имело смысла различение, а тем более противопоставление «хохлацкого» и «москальского» наречий и культур. В них продолжало жить так прекрасно выраженное Гоголем ощущение общерусского родства. И только корыстно-карьерные кравчуки германо-американской ориентации могли утверждать, что Украина не входит в жизненный ареал русского народа.

Коснёмся исторических корней. «Повесть временных лет» донесла до нас слова князя Святослава, сказанные им в 969 году матери, княгине Ольге, и боярам:
«Не любо ми в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей…» (Изборник. М., 1969. С. 50).
Именно в этот период происходило становление могучей восточнославянской русской народности, на которую спустя два с половиной века обрушился с Востока страшный удар. Главным образом утеснениями, которые испытывала Русь, рассечённая и обескровленная татарским игом XIII-XV веков, от своих западных и южных соседей объясняется появление в этой всё же выжившей народности трёх ветвей - белорусской, великорусской и малорусской (украинской). Согласно Люблинской унии 1569 года, в Украину включались Киевская и Полтавская губернии с частью Подольской (Браславское воеводство) и частью Черниговской. В перипетиях сложной борьбы запорожского казачества и крестьянской голоты за свои вольности и самобытность в середине XVII века Москва, оказывая им моральную поддержку, долго не решалась дать утвердительный ответ на просьбу о присоединении Украины к Русскому государству.

Царя Алексея удерживали заключённый с Польшей бессрочный мирный договор («вечное докончание») и коварное переплетение в регионе польских, шведских, турецких, крымских и папских интересов. Было даже дружеское предложение Москвы запорожцам, в случае совсем уже невыносимых шляхетских бесчинств, поселиться на русской территории, по притокам Дона, Донцу и Медведице, по соседству с донским казачеством, с которым у днепровских черкас и до того были самые тесные, братские отношения.

Гетман Богдан ещё до знаменитой Переяславской рады 1654 года именовал себя в Приднепровье «единовладным самодержцем русским», а на самой раде предложил войску и мещанам выбор одного из монархов – турецкого султана, крымского хана, польского короля или русского царя. «Вот уже шесть лет, - говорил он, - живём мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам наскучило…» (Соловьёв С. Соч.кн. У.М., 1990. С. 573). Вот и опять «имя русское» кому-то нежелательно в Киевской земле!

Исторически это тем более нелепо, что Украина XVII века была не единственной, а всего лишь одной из многих «украин» Русской земли, её окраинных, приграничных областей, по временам подпадавших под иго задиристых и сильных соседей. Украина могла дать имя собственное какой-то доле русского населения только по преходящим и искусственным, политическим и административным соображениям, которые старались закрепить как вечную истину противники славянского, всероссийского единства. Это одно. А другое состоит вот в чём. Кроме упомянутого, согласно Люблинской унии, состава Украины, в неё сейчас входят куда более обширные территории, являющиеся позднейшим приобретением Русского государства. Ибо ни о Таврии и Донетчине, ни о Харьковщине и Крыме в силу внешнеполитических условий того времени в переговорах москвитян с запорожцами не могло быть и речи. Разве вправе определять волю этого общерусского формирования настроения, распространённые всего лишь в двух-трёх западных областях?

Ставя все эти вопросы, я понимаю, что на меня зацыкают, пуская в ход всевозможные страшилки, но не могу иначе. Будучи по рождению донским казаком, то есть уроженцем одной из многочисленных «украин» России, я отказываюсь понимать сторонников бесконечного дробления объективно внутренне единой в кровно-этническом и культурно-языковом отношениях (не взирая на «суверенитеты» и властострастных президентов) русской нации. Для меня символом общерусского единства с детства является участие в судьбе талантливого юноши Тараса Шевченко двух великих русаков Карла Брюлова (кстати, имевшего французских предков) и Василия Жуковского (полутурка). Сам Тарас в поэтическом творчестве частенько переходил с малороссийского на московское наречие и свой личный дневник вёл на великорусском языке.

Не предрешавшая здесь никаких политических проблем, считаю, что всякому, кто чтит Киев как «мать городов русских», если он не захочет заболеть историческим беспамятством и утратить органическую связь с предками, следует помнить о мощном, по природе своей нераздельном русском корне Белоруссии, РФ и Украины и питать его в себе и других. Предложения Лукашенко, предполагающие тесную унию Белоруссии и Российской Федерации, уже нашедшие активный отклик в Казахстане и Киргизии, питают надежду на то, что всё же удастся, несмотря на все тернии на этом пути, создать жизнеспособный Русско-Евразийский Союз.

Итак, русский народ, принадлежность к которому определяется не только по записи в паспорте:
- лишён своей национальной государственности,
- выполняет роль поставщика-донора для многих государств,
- подвергается даже на своей родине всесторонней дискриминации,
- является разделённым народом.

В силу этого у русской идеи имеется не какая-то там фантастическая (вроде идеологии суперэтноса) или же религиозно-идеалистическая (вроде православия, неправомерно игнорирующего по-своему славный древнеязыческий период развития нашей державы), а вполне реальная жизненная основа. Эта основа - общерусское единение во имя прекращения вымирания и истребления наших единородцев и братьев, во имя сохранения и приумножения уникальной гуманитарной и научно-технической культуры России, пережившей могучий взлёт XVIII-XXвеков.

Другая сторона русской идеи, предопределяющая её основное содержание, связана с небывало быстрой и контрастной дифференциацией российского общества. На этот счёт, к примеру, в книге «Россия перед выбором», издании «Духовного наследия» (М., 1995), хотя авторы и избегают классовых категорий и оценок, представлен весьма показательный материал. Разумеется, общественная организация, чьим девизом является «Наука, культура, образование и предпринимательство», не станет делать упора на обманно-насильственное перераспределение собственности на средства производства, на их денационализацию, которая формально санкционирована населением через принятие ваучеров. Но и без этого на основе анализа распределительных отношений получаются достаточно красноречивые выводы. Налицо стремительное, как относительное, так и абсолютное обнищание трудящихся.

«Возьмём, к примеру, Москву, - говорится в книге. - Казалось бы, уровень доходов на душу населения здесь - самый большой в стране. В середине II квартала (1995 года. - Р.К.) - 1 млн. 275 тыс., в июле… будет примерно 1 млн. 300 тыс. руб. Соотношение этого дохода к величине прожиточного минимума - тоже лучшее, если сравнивать с другими регионами, и равно почти 5 (прожиточный минимум в первом квартале 1995 года составлял 200 тыс. руб. - Р. К.). Но миллионы сосредоточены в руках немногих.

По оценкам экспертов всероссийского центра уровня жизни, в структуре денежных доходов москвичей доля предпринимательских доходов составляет приблизительно 45% (почти половину). Это означает, что средний заработок банкира, коммерсанта достигает сегодня 15-25 млн. в месяц.

Если сравнивать эти доходы со средней зарплатой, разница будет в 30-40 раз. А если посчитать, насколько коммерсанты живут лучше пенсионеров, то контраст будет ещё разительней - в 100-125 раз. Не случайно лидирующая по среднедушевым доходам Москва по показателю покупательной способности средней пенсии занимает в перечне регионов 66-ю позицию (из 74) (Россия перед выбором. С. 50-51).

В первые месяцы 1995 года уровень средней зарплаты в РФ составлял 27-28% от показателя декабря 1991-го. В то же время статистика в состоянии фиксировать не более 50-60% реальных доходов новых богачей, а это означает, что они гораздо богаче, чем о них думают. Если добавить, что именно на долю «зарплатной» части общества, то есть наёмных работников и пенсионеров приходятся такие «блага реформ», как безработица (до 15% экономически активного населения), нищета (денежные доходы ниже прожиточного минимума имеет около трети граждан), алкоголизация (первое место в мире: на каждого взрослого мужчину по бутылке водки через день), криминализация (увеличение числа лиц, совершающих преступления, с 1988 по 1993 год примерно на треть), то налицо массовая пролетаризация (во многих случаях доводимая до люмпенизации) россиян, особенно русских. Их в первой половине 90-х годов стало меньше на два миллиона.
«Число неродившихся русских с лихвой перекрыло все потери в 30-е годы и во время войны в Афганистане… речь идёт если и не о неизведении русских, то по крайней мере до сведения их численности до малочисленной народности» (там же с. 34). А это означает, что русская идея, чтобы быть жизненной и практичной, должна совмещать в себе, как момент общенационального сплочения народа, чьей природной чертой является «всемирная отзывчивость», так и момент пролетарской солидарности, поскольку этот народ оказался среди других цивилизованных наций самым пролетаризованным в мире. В силу этого его национальный интерес действенно осуществим только как социалистический интерес, а социалистическая идея естественно для русского человека, да и любого россиянина, выступает как национальная идея.

Согласен с тем, что «в самые критические периоды истории нашего Отечества нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа». В русской идее содержалось «понятие соборности как единения людей ради возрождения и процветания Отечества», «приверженность русского народа идее государственности», «всечеловечность русского национального характера, то есть терпимость и восприимчивость к другим верованиям и традициям, уживчивость с соседними народами» (там же, с. 11) Однако мне непонятно, зачем авторы при всех этих констатациях предлагают прикрыть русскую идею ещё и неким «общеевразийским национализмом».

Во-первых, национализма, оторванного от какой-либо данной, конкретной нации, просто не бывает.
Во-вторых, «общеевразийский национализм», раз уж он предназначается как межэтническое состояние духа десяткам наций и народностей нашего Отечества, точнее назвать российским интернационализмом.
В-третьих, у термина «национализм» достаточно спорная репутация и попытки его внедрения для обозначения положительного явления в процессе общероссийского собирания сил вызовут вполне объяснимые трудности.

Вот приводимые здесь же данные 1989 года о доле лиц разных этносов, считающих родным языком русский. Это - 90% евреев; 80-90% алеутов; 70-80% нивхов, чуванцев и поляков; 60-70% белорусов, манси и финнов; 50-60% карелов, саами, украинцев и греков; 40-50% коряков, эскимосов, кетов и других народов Дальнего Востока, шорцев.

Хорошо это или плохо? С лёгкой руки пошляков-«демократов» подобные факты интерпретировались как проявления «насильственной русификации», «имперской политики», «удушения малых народов» и т.п. Но правды во всех подобных воплях не было ни гроша.

Свободный выбор родного языка был одним из величайших достижений Советской власти, как и спасение от исчезновения около сорока национальных языков, не имевших до революции письменности. Очевидно, этот выбор во многих случаях означал и выбор национальности. Такое имело место в истории практически всех народов и в сугубой степени было присуще при его формировании русскому народу.

Задумывался ли кто-нибудь, что обрусение, к примеру, немцев или французов, татар или итальянцев в XV-XIXвеках воспринималось как нечто обычное, а в наши дни почему-то стало вызывать всевозможные кривотолки? Кто это запретил русскому народу пополняться и за счёт своего естественного прироста, и за счёт присоединения выходцев из других этнических групп? Довольно странная и смешная ситуация сложилась у нас вокруг смешанных браков.

Я был знаком с семьёй, глава которой, армянин из Тбилиси (родные языки - грузинский и армянский) женился на татарке. С нею он не мог объясняться иначе, как по-русски, а их дети росли в Москве в русскоязычной среде, в атмосфере русской советской культуры, содержавшей в себе, по понятным причинам, и многие инонациональные вкрапления. Сын этих супругов, национальность которого по произволу определил отец, женился на казашке. Кем по национальности будут их дети? Глава семейства с завидным упорством был готов утверждать, что это будут армяне. Но если они не выедут из Москвы и явятся продуктом воспитания в основном в русскоязычном и русскокультурном окружении, понадобятся иные определения.

Пора нам перестать заниматься национальным (или же интернациональным) ханжеством. Русский народ прирастал не порабощением и обезличиванием «инородцев», а расширением своего духовного пространства, и практически нигде в мире это не препятствовало экономическому, социальному и культурному прогрессу других народов.

Подобно тому, как утрата меры между национальным и интернациональным угрожает сейчас нашей Родине окончательным разъеданием её сепаратистской «суверенитетной» кислотой, может быть утрачена также мера и в другом направлении - в направлении борьбы за «единую, неделимую» в форме «губернизации» России. Можно опорочить любой принцип, доведя его до абсурда. Так случилось и с ленинским принципом самоопределения наций, вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. Ведь после появления беловежского «шедевра» на суверенитет стали претендовать все, кому заблагорассудится, даже однородно русские области, не говоря уж о регионах с национальным «лейблом». Никто при этом и не подумал, что «титулование» автономий объективно обосновано лишь при соблюдении некоторых совершенно неопровержимых условий.

На мой взгляд, они следующие. Во-первых, «титульная» нация или народность должна составлять большинство населения данной территории. Во-вторых, это должно быть компактное, не «изрешеченное» другими этносами большинство. В-третьих, это должно быть большинство оседлое.

Неужели, скажут мне, ты хочешь лишить самоопределения десятки народов? Ничего подобного. Так утверждать может только тот, кто не дал себе труда вникнуть в историю национального вопроса. А история эта знает не одну лишь административно-государственную форму его решения. Есть и другие эффективные формы, прежде всего, культурно-национальная автономия, к которой подозрительно относились в связи с ленинской критикой сионизма Бунда, так и не поняв суть дела.

Бундовцы, как известно, претендовали на исключительное представительство интересов еврейского пролетариата и намеревались войти в Российскую социал-демократическую рабочую партию на началах культурно-национальной автономии, то есть, создавая однонациональные еврейские парторганизации, что не допускалось в отношении членов РСДРП всех иных национальностей, поскольку партия строилась как классовая и интернационалистская по своей идеологии, интернациональная по своему строению. Делать исключение для представителей одной-единственной национальной группы при вхождении в партию представителей десятков других означало бы подрыв самых основ партийного строительства, обречение его на полную безнадёжность, а партии, если бы даже её и удалось сколотить на какое-то время - на распад.

Но то, что относится к партии, отнюдь не обязательно, а то и противопоказано государству. Так, РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС никогда не поддерживала предложения о её федерализации, видя в этом опасность буржуазно-эгоистических центробежных тенденций и раскола по национальному признаку. В то же время Советское государство, пока оно существовало, строилось как федерация: большая - в составе самостоятельных союзов республик и «малая» - РСФСР.

Крупным упущением при этом явилось то, что не была конституирована и надлежащим образом опробована такая форма самоорганизации этнической общности, как культурно-национальная автономия со своим представительным органом (парламентом), решающим вопросы родного языка и обучения на нём, сохранения традиций и самобытности народа, народного творчества, религии, обычного права и др. Правда, во многих городах и местностях существовали и до сих существуют национальные общины (диаспоры), но порядки и внутренние отношения в них подчас являются тайной за семью печатями, что вряд ли может быть нормой для современного правового государства.

На мой взгляд, основная беда нашего времени состоит в том, что власть имущие решают острейшие вопросы жизни общества без глубокого заблаговременного изучения, так сказать, методом «тяп-ляп», либо отказываются решать их вообще. В частности отсутствует четкая концепция России как федерации. Федерация кого и с кем? То, что субъектами Федерации ныне именуются все области, края и автономии, является всего лишь паллиативом и не в состоянии прикрыть теоретическую наготу наших законотворцев.

Отсюда, как уже отмечалось, опять-таки, торчит всё тот же русский вопрос. Если, к примеру, карелы имеют одну автономию, это некое подобие своего национального государства, то русские нигде субъектом какого-либо государственного образования не являются. Они и в своём официальном Отечестве разделены. В качестве субъектов Федерации выступают не русские как таковые, а рязанцы, псковичи, ростовчане, тюменцы, астраханцы и т.п. всех проживающих там национальностей.

Мне уже пришлось высказываться здесь о «титульных» этносах. Малочисленность некоторых из них требует учреждения соответствующей культурно-национальной автономии, которая, кстати, сохранит их лучше, чем растворение в иноязычном большинстве. Культурно-национальная автономия пригодна и для русских там, где они составляют явное меньшинство. Но там, где они в большинстве, грехом перед историей и никому не нужным притворством будет утверждать, что они живут не в Русском государстве.

Пожалуй, нагляднее всего огрехи национальной политики ощутимы в вопросах о языках. В Соединённых Штатах Америки - знаменитой своей многонациональностью стране - никто не жалуется на общее англоязычие. Нет чудаков, которые стали бы утверждать, что английский язык в качестве принятого всеми средства общения «порабощает» и лишает своего лица разнообразных иммигрантов - ирландцев и немцев, испанцев и русских, евреев и китайцев и т.д. Между тем у нас в Советском Союзе в прошлые годы время от времени инспирировались разговоры и даже целые кампании против «насильственной русификации», основывавшиеся всего лишь на одном доводе - на факте всеобщего распространения русского языка, единственно способного обеспечить нормальные культурно-технические и деловые контакты лиц десятков национальностей. Ходили анекдоты о грузинских националистах, потребовавших перевести на местный язык учебники по медицине и тем самым предопределивших неспособность учившихся по ним врачей лечить людей. Рассказывали об обмене официальными бумагами на родном языке чиновников из Прибалтики и Средней Азии.

Лет 15 назад автор этих строк предложил для советского общества двуязычную, русско-национальную модель и не только обосновал её на весьма представительных форумах, но и сумел опубликовать (См.: Социальная политика и национальные отношения. М., 1982. С. 20-21). На мой взгляд, в СССР следовало утвердить обязательное русское единоязычие (не путать с одноязычием) поголовно для всего населения при одновременном обязательном изучении в начальной и средней школе языка местной основной национальности той или иной республики или автономии. Но дальше изложения идеи дело не пошло.

Теперь, когда на бывшей главной магистрали Москвы - улице Горького-Тверской нелегко найти русскую вывеску (опекушинский Пушкин и тот отказался в кольце «Макдональдс - Олби - Кока-Кола», имея только в дальнем тылу кинотеатр «Россия». Символическая картина!), горько думать о том, сколь беспечно было «застойное» наше старовластие. Внешне оно выражало уважение к науке, но даже и не пыталось соединить её с практикой. Нечего удивляться, что последующие «перестройщики-реформаторы» и вовсе стали смотреть на науку, как… на новые ворота.

Не воспаряя в безвоздушные (и бескислородные) выси «общеевразийского национализма», напомню, что русские составляют 85% населения северного евразийского государства, называемого ныне Российской Федерацией. Их язык и культура, независимо от чьего бы то ни было признания или неприязни, являются всеобщим достоянием многих (86,6% граждан РФ считает русский язык родным, 97,8% - свободно им владеют), способом их включения во всю мировую культуру. По своей психологии, образу мысли и быту русские исторически интернационалистичны. Это их национальная черта. Пусть и те, кто не понимает диалектики, ядром которой является учение о единстве и борьбе противоположностей, примут сказанное как факт. Тот русскоязычный, что не обладает качеством «всемирной отзывчивости» и глух к зову общинности, идущему ещё из легендарных, даждьбоговых глубин, не является и русским.

В это связи совершенно естественным представляется принятие здесь, как нигде, и Нового Завета и Коммунистического Манифеста. Колоссальны различия эпох, несущих в себе тот и другой идейно-нравственный заряд, но пронизывает их и преемственное единство. Между православием и научным коммунизмом отнюдь не следует метаться, а то и проклинать либо первое, либо второе. Русский, знающий о родственном античной традиции язычестве своих предков, неторопливо укладывает всё это в своей душе, как культурные слои собственного исторического взросления. Суетные, разбрасывающие святые камни шлиманы приходят и уходят, а дух и героика Трои, искусство и золото Трои остаётся. Пока существуют они, живы и мы.

К середине этого тысячелетия от собирания Руси, от обретения ею солидарного самосознания оказалась зависимой судьба включённых в неё и сопредельных народов. Так вышло и к концу его. Лишится ли сплоченности и идентичности народ, своими казачьими посылами освоивший весь евразийский берег Северного Ледовитого океана - от Колы до Аляски, народ, выплеснувший своих отважных сынов за Урал и вдохновивший их на рывок до самого Тихого океана - на Камчатку, Амур, Сахалин и Курилы, в сравнении с чем все вестерны выглядят, как загородные прогулки, или же он совладает с лихолетьем? От этого уже, без преувеличения, зависит будущее народов Европы, Ближнего и Среднего Востока, всего Восточного полушария планеты.

Станет ли Россия роковой адской воронкой, в которой с её гибелью сгинут и державы, жадные до её богатств? Или же ей, возрождённой, суждено стать несокрушимым связующим мостом между теряющим голову от потребительства Севером и вечно догоняющим Югом, между авантюрным Западом и уравновешенным Востоком - от этого зависит бытие всего человеческого сообщества, продолжение его истории.

Русская идея видится мне, как общенациональное требование прекратить, прежде всего, разделённость племен славянского происхождения. Что в этом и их кровный интерес, не могут не понимать разумные и ответственные россияне всех этнических оттенков - как те, кто по фактически родным им языку и культуре уже считает себя русскими, так и те, кто имеет иное национальное самосознание. Если угодно, с этой стороны в русской идее содержится импульс к напряжению антиимпериалистического, антиколониального народно-0освободительного движения.

В силу превращения российского общества в самое пролетарское на Земле, русская идея видится мне и как коллективистски-социалистический феномен, как составляющая современной идеологии социального освобождения, которая не отрекается ни от чего положительного в прошлом и принимает всё творческое и передовое в настоящем и будущем.

"Знаю, - держал речь перед казаками атаман Тарас Бульба, - подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!" (Гоголь Н. Собр.соч. в 6 тт. Т. 2 М., 1959. С. 117).

Из далекого далека звучит этот вещий голос, но какая в нём ещё жизненная правда! Он возжигает в нас те "крупицы русского чувства", то святое негодование, которые при сложении миллионов двигают горами. Кто смог бы в приложении к массовой психологии выразить лучше Тараса русскую идею?

Май 1996 года.

Щёлкните здесь, чтобы вернуться к оглавлению